?

Log in

   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Легенды Оранг-Улу - Записки охотника за привидениями

янв. 12, 2012 12:54 pm Легенды Оранг-Улу

Это начало истории юноши оранг-улу из племени Kayan, отправившемся охотиться в джунгли

А вот что произошло дальше.

"Я попробую узнать, кто они", - решил юноша.
Охотник снял бамбуковую коробочку с пояса и закопал ее у подножия высокого дерева. После этого он медленно пошел к дому.
Маленькие мальчики играли с пальмовыми листьями. Один мальчик сидел на листе, а другие вокруг него на песке. Увидев незнакомца, они тотчас бросили свое занятие  и побежали к дому. "Мама, мама! - закричали они. - Там человек, и  мы не знаем, кто он такой!"
Сейчас же охотника окружили мужчины и женщины (появившиеся) из лонгхауса. Он заметил, что от них всех исходил довольно странный запах. Он понимал их язык, но был уверен, что они не люди Kayan
И они не выглядели дружелюбными. Они только разговаривали с ним на земле перед лонгхаусом. Никто не пригласил его подняться по лестнице и войти в дом.
"Откуда ты пришел? - с подозрением спросил один из стариков. - Кто ты? Ты не из нашего народа!"
"Ты неправ, друг мой! - ответил ему юноша; он беспокоился, что они могут захотеть побить его. - Я из тех же людей, что и ты, дядюшка. Только я жил в другом лонгхаусе, далеко отсюда. Мои дедушка и бабушка часто рассказывали мне про этот лонгхаус на озере, они пришли отсюда. Я думаю, мой дедушка оставил кое-что принадлежащее ему где-то здесь. Он частенько вспоминал при мне о дереве mawang, которое он посадил. Он говорил, что зарыл свою бамбуковую коробочку под камнем у его подножия".


"Да, дерево mawang растет как раз там, на берегу озера! - сказал старик. - Пойдем посмотрим, сказал ли незнакомец правду!"
Несколько юношей остались возле охотника, чтобы он не сбежал. Другие пошли к дереву и стали копать возле корней. Наконец украшенная изящным орнаментом коробочка была найдена!
"Ну хорошо! - сказали они. - Этот парень сказал нам правду. Он и впрямь один из нас, и не враг".
Как только люди из лонгхауса нашли зарытую коробочку, они сделались намного дружелюбнее. Они разрешили юноше подняться в дом и предложили его оставаться с ними так долго, как только он захочет. Хитрость сработала!
В этом лонгхаусе был вождь, подобно тому, как сегодня у нас есть penghulu (на русский это можно примерно перевести как "деревенский староста"). Он не обратил особого внимания на юного гостя, поскольку его единственная дочь (в это время) была очень больна.
"Мне жаль слышать о болезни юной леди, - сказал охотник. - У нее лихорадка?"
"Нет, не совсем - она была ранена несколько дней назад, - ответила ему женщина. - Она гуляла в джунглях, и вернулась с ужасной раной. Теперь рана воспалилась и мы не знаем, что сделать, чтобы помочь ей".
(Услышав это) вождь вышел своей из комнаты. Он выглядел очень печальным.
"Я не могу перестать думать о моей дочери, - сказал он. - Мудрая старая женщина не знает, как вылечить ее. Скажи, юный странник, умеешь ли ты лечить раны?"
"Моя мать научила меня нескольким штукам, - признался охотник. - Если я могу помочь вам, я это сделаю. Давайте я осмотрю больную".
В комнату вождя вели резные двери. Вождь был очень богат. Огромные сосуды, украшенные изображениями драконов, стояли вдоль стен. Бронзовая пушка покоилась на подставке (оранг-улу, как и все прочие представители коренного населения Борнео, называемые оранг-асли, не владели искусством выплавки металлов; захваченные в качестве трофеев или выменянные металлические предметы считались у них очень ценными). Все члены его семьи носили одежду из ярких тканей, купленных у торговцев.
Вокруг низкого ложа в центре комнаты сидело несколько пожилых женщин. На ложе лихорадочно и беспокойно металась молодая леди. Она слабо стонала; она не узнавала людей, находившихся вокруг нее. Охотник наклонился над нею, чтобы осмотреть рану - и едва не упал от удивления! Отломанный наконечник его собственного копья застрял в ране!
Охотник спрятал лицо, прикрыв глаза рукой и крепко задумался.
"И что я теперь буду делать? - пробормотал он себе под нос. - Как бы я хотел просто сбежать отсюда!"
Люди вокруг него думали, что это часть (обряда) магического исцеления; они вели себя очень тихо.
"Хорошо, я попытаюсь вылечить ее", - сказал, наконец, охотник.
И он отправился прочь из лонгхауса, чтобы поискать кое-каких лечебных трав. Набрав пригоршню, он нашел также стебли молодого бамбука и отрубил небольшую часть свежего побега. Все это он принес обратно в дом.
Он попросил женщин поставить несколько плетеных циновок вокруг места, где спала больная девушка - так, чтобы это стало похоже на маленькую комнатку. После этого он опустился возле нее на колени, вытащил наконечник копья из раны и очень быстро заменил его тонким кусочком бамбука - так, чтобы не текла кровь. Сделав пасту из лечебных трав, он приложил ее к ране.
"Теперь мы должны дать леди отдохнуть, - сказал он старым женщинам. - Дайте ей немного воды с имбирем и несколько ложек рисовой каши".
Через несколько дней раненой девушке начало становиться лучше. Лихорадка ушла и рана заживала. Все были очень счастливы.
"Как удачно, что этот чужак пришел к нам в правильное время!" - так говорили друг другу жители лонгхауса.
"На самом деле он не чужак, - напоминали другие. - Его дедушка и бабушка были отсюда".
Через несколько недель дочь вождя снова была здорова. Ей понравился юный охотник, и она понравилась ему... все в лонгхаусе видели, что они полюбили друг друга. И юноша из племени Kayan попросил у вождя разрешения жениться на его дочери.
"У себя дома я тоже знатный человек, - сказал он старому вождю. - не будет урона для чести вашей дочери, если она выйдет за меня замуж".
Вождь думал об этом недолго. Несколько молодых людей просили позволения жениться на его дочери, но ей не нравился никто из них. И он ответил: "Поскольку ты исцелил ее, когда никто не мог помочь, будет правильно, что ты и женишься на ней".
Молодые люди поженились, и люди из лонгхауса устроили великий праздник.

Однако это еще не конец истории.

Кстати говоря, я тут покопалась в мыльнице и нашла несколько условно-пригодных фоток жилища и, главное, кошмарных лестниц оранг-улу, сделанных моими кривыми ручками. Выложить, чтобы стало попонятнее, о чем речь идет? Или подождем, пока Иланд дозреет до выкладки своих качественных картинок? 



9 комментариев - Оставить комментарийPrevious Entry Поделиться Next Entry

Comments:

От:faddeeva
Дата:Январь 12, 2012 09:05 am
(Ссылка)
Выложить-выложить! :)
От:c_o_r_w_i_n
Дата:Январь 12, 2012 11:33 am
(Ссылка)
+1
От:linoja
Дата:Январь 12, 2012 09:36 am
(Ссылка)
думаю, выложить
От:babushkam
Дата:Январь 12, 2012 10:14 am
(Ссылка)
Все мы, женщины, любопытны! Конечно, выложить!
От:jorian
Дата:Январь 12, 2012 01:39 pm
(Ссылка)
Они каннибалы, да?
От:morry_slc
Дата:Январь 13, 2012 04:32 am
(Ссылка)
Тут все не так прямолинейно.
В этой культуре (в целом, то бишь культуре коренного населения Борнео) есть некоторые ритуалы, включающие в себя каннибализм - но это именно особые ритуалы. Доподлинно известно, что подобные ритуалы проводились в ибанских племенах.
А вот насчет оранг-улу я это в уверенностью сказать не могу.
Может быть. Вполне вероятно. Но недоказуемо.
Кроме того, я уже говорила, эту практику, как и охоту за черепами, с некоторых пор запретили.
От:jorian
Дата:Январь 13, 2012 03:34 pm
(Ссылка)
История про людей-свиней напоминает о термине "длинная свинья", который родом примерно из этих мест.
От:morry_slc
Дата:Январь 13, 2012 04:05 pm
(Ссылка)
Возможно, да.
Но "длинная свинья", мне кажется, более характерна для земель восточнее - Фиджи, острова Кука. Там совсем другая культура.
От:nik_sana
Дата:Январь 12, 2012 04:10 pm
(Ссылка)
Как это подождем? И так история без финала... Трудно ждать, однако. Просим)))